05.04.2018

В Росатоме стартовал новый набор на отраслевую программу развития «Новые продукты»

В марте состоялась стартовая конференция нового набора отраслевой программы развития «Новые продукты Росатома», которая уже третий год реализуется по заказу Блока по развитию и международному бизнесу Академией Росатома совместно с Департаментом кадровой политики.

В рамках мероприятия участники программ «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования» обсудили инструменты, которые позволят обеспечить создание и продвижение продуктов и решений, конкурентоспособных на мировом рынке.

Развитие новых направлений бизнеса с 2014 года является стратегической целью Росатома, в рамках которой к 2030 году необходимо нарастить долю новых продуктов в выручке Госкорпорации до 30%, что соответствует приблизительно четырехкратному увеличению выручки от новых продуктов для российского и международных рынков. Сегодня Росатому необходимо конкурировать не только на рынке атомной энергетики, но и на смежных рынках.

«Совокупная доля «чистой» генерации в мировом балансе к 2050-му году должна будет составить более 80% при умеренном росте атомной генерации и стремительном росте доли возобновляемых источников энергии. Будущее за «зеленой» энергетикой. Солнце, ветер, вода и атом образуют «зеленый квадрат», который станет основой будущего мирового безуглеродного баланса. При этом, чтобы оставаться конкурентоспособным, Росатому необходимо развиваться не только на рынке атомной энергетики, но выходить на смежные рынки, разрабатывать и продвигать новые продукты. Одними из ключевых направлений новых бизнесов сегодня для нас являются аддитивные технологии, чистая вода, ветроэнергетика, искусственный интеллект, цифровые платформы, инжиниринг комплексной энергоструктуры, робототехника, накопители энергии, композитные материалы, инжиниринг комплексной энергоструктуры», -  отметил на конференции первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.

Ключевая задача Росатома в рамках развития новых бизнесов – создание продуктов и решений, которые будут конкурентоспособными как на российском, так и на мировом рынке. При этом основными факторами конкурентоспособности являются: инновационность, в рамках которой необходимо создавать продукты и решения, которых еще нет на рынке; востребованность, означающая, что создаваемые продукты или решения должны быть востребованы рынком; экономическая эффективность, для достижения которой необходимо сокращать сроки вывода новых продуктов на рынок и себестоимость.

«Для реализации коммерчески успешных проектов по новым продуктам для российского и международного рынков необходима тесная кооперация конструкторов и маркетологов», – подчеркнул Кирилл Комаров. В этом смысле обучение по программам «Бизнес-мастерская» и «Экономика конструирования», объединенным в один курс, позволит специалистам отрасли понимать общие задачи и развивать необходимые компетенции для того, чтобы производить и продавать продукты, соответствующие требованиям рынка. «Не размышляя о конкурентоспособности, невозможно продать новую продукцию на рынке, а не размышляя о себестоимости, невозможно продать ее по желаемой цене», – продолжил он.

Росатом – высокотехнологичная компания, ключевым трендом развития атомной отрасли является цифровизация. О том, как разработать продукт на цифровом рынке, рассказала советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева: «Для того чтобы вывести на рынок свою собственную разработку, ее нужно довести до состояния продукта. Во-первых, программный код отчуждаемого продукта должен быть построен по определенным законам, а также содержать подробную внятную документацию. Во-вторых, цифровой продукт – это не только сам программный код, но и выстроенный процесс тестирования, грамотная система развития продукта, в частности – управление требованиями, системы защиты и лицензирования. Кроме того, необходимо обеспечение комплексной техподдержки, обучения и – часто – сертификации. То есть для создания цифрового продукта необходимы компетенции не только в разработке, но и в тестировании, проектировании интерфейса,  аналитике и маркетинге».

В процессе обучения специалисты отрасли будут работать над созданием собственных проектов, для которых, безусловно, потребуются инвестиции. Заместитель директора Департамента – начальник отдела инвестиционного анализа Госкорпорации «Росатом» Анна Гулевич дала участникам отраслевых программ развития практические советы, которые помогут им защитить свои проекты перед оценочной комиссией и инвесторами: «Ваш продукт должен «закрывать» потребность, существующую на рынке. Но даже если это условие выполняется, необходимо показать, за счет чего ваш проект может быть успешным и конкурентоспособным на рынке. Возможно, это даже не технические характеристики, а пути его продвижения, «маркетинговая оболочка». И, конечно, инвесторам важно понимать, что вы готовы нести ответственность за свой проект. Подчас это не менее значимо, чем компетенции команды».  

Однако об инвестициях в новые проекты нельзя говорить без учета возможных рисков. «Сегодня в Госкорпорации мы переходим от ретроспективного анализа и объяснения причин отклонений к анализу «Что будет, если?», словом, к управлению рисками. Защищая проект, мы сначала пытаемся предотвратить все проблемы и негативные последствия и учесть все возможности. К примеру, разработка и внедрение поэтапного процесса управления проектами и инструментов управления проектными рисками увеличивает чистый дисконтированный доход (NPV) в среднем на 27% от запланированного», – подчеркнул начальник отдела управления рисками Росатома Николай Николаенко.  

«Программа «Новые продукты Росатома» дает участникам возможность разработать свой проект от идеи до бизнес-плана или инвестиционного проекта, нарастить компетенции, необходимые для его успешной реализации, и сформировать в процессе обучения междивизиональную проектную команду. Поэтому всем участникам программы рекомендую уже на старте обучения определиться с проектом, защитить его у заказчика - директора предприятия или руководителя в управляющей компании, который отвечает за развитие новых продуктов. Качество проектов – это сейчас основной вызов для программы- сделать общими усилиями так, чтобы в процессе обучения участники работали с реальными, востребованными проектами, которые направлены на сокращение себестоимости продукта или на развитие и вывод на рынок новых продуктов», – отмечает директор Департамента кадровой политики Госкорпорации «Росатом» Оксана Кармишина.

По словам директора блока функциональных компетенций Академии Росатома Елены Першиной, отраслевая программа развития направлена на решение реальных бизнес-задач, и ее участники разрабатывают проекты для снижения себестоимости продукции и развития новых направлений бизнеса: «В этом году мы планируем пилотировать в отрасли подготовку функциональных команд по развитию новых направлений бизнеса – в рамках программы сотрудники производственных и маркетинговых подразделений конкретных предприятий будут объединены в команды для решения задач, заказчиками которых выступят руководители этих предприятий».

В конце марта специалисты отрасли, проходящие обучение по программе развития «Новые продукты Росатома», приступили к первому этапу работы над своими проектами – подготовке дорожных карт, в июле и августе – приобретут новый опыт и знания в рамках отраслевых стажировок, а в конце года выпускников «Бизнес-мастерской» ждет защита проектов и подведение итогов работы.


Источник: Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом»