РЕЗОЛЮЦИЯ
Международного форума «NDExpo 2015» - «Импортозамещение. Высокие технологии для устойчивого развития»

г. Нижний Новгород, Нижегородская Ярмарка 14-16 апреля 2015 г.

Участники форума пришли к следующим выводам:

  1. Основным направлением экономической политики в условиях санкций является снижение зависимости от импорта посредством активного стимулирования внутреннего спроса и потребления.
  2. Следует использовать «окно возможностей», связанное с ограничениями поставок высокотехнологичной, в том числе импортной, продукции для увеличения дополнительных доходов.
  3. Возможности Госкорпорации «Росатом» по разработке инновационной продукции и импортозамещению на рынках крупных корпораций весьма широки, и могут быть использованы для обеспечения устойчивости при реализации перспективных стратегических проектов, энергетической и экономической безопасности.
  4. Проблема импортозамещения требует синхронизации усилий и организации эффективного взаимодействия с Минпромторгом России и другими федеральными органами исполнительной власти, выработки комплекса увязанных мер по интенсивному вовлечению отечественных компаний в процессы импортозамещения.
  5. Коммерциализация разработок и создание с нуля высокотехнологичных производств, в том числе в рамках локализации производства, создания альянсов и совместных предприятий, требует поиска новых форм кооперации с потенциальными партнерами, как технологическими, так и маркетинговыми.
  6. Необходимо повышать конкурентоспособность отраслевых организаций, создавать условия для развития передовых компетенций, за счет предоставления комплексного интегрированного предложения на всем жизненном цикле изделия и услуги потенциальному заказчику.
  7. Комплексный подход к импортозамещению требует расширения доступа к финансовым ресурсам, в том числе гарантийным механизмам, мерам государственной поддержки развития производственных мощностей предприятий, механизмам государственно-частного партнерства, институтов развития и др.
  8. Импортозамещение возможно при условии расширения возможностей субконтрактации, повышения скорости принятия решений, развития внутриотраслевых заказов.

Круглый стол «Геологоразведка и геофизика»

В ходе дискуссии на круглом столе обозначена проблема высокой доли импортного оборудования и услуг при разведке и разработке нефтегазовых месторождений, отмечена важность ее решения, а также рассмотрены новые возможности развития импортозамещающих услуг, технологий и оборудования.

На круглом столе участники озвучили ряд предложений по разработке и внедрению современных отечественных технологий и изделий в работу геологоразведочных предприятий. Среди них – безопасные технологии радиоактивного каротажа (LWD-системы) в процессе бурения (базируются на управляемых источниках излучения (генераторы нейтронов) и не требуют применения изотопных источников излучения); комплексы геофизической аппаратуры и программное обеспечение для комплексной интерпретации данных каротажа (осуществляют оперативную коррекцию траектории ствола скважины в режиме реального времени, т.е. в процессе бурения); автономные системы радиоактивного каротажа нефтегазовых скважин со встроенными памятью и источниками питания (обеспечивают запись многопараметрической информации о скважине через обсадную стальную колонну или бурильную трубу и работать в широком диапазоне температур, включая арктические условия); MWD-системы (шельф, Арктика); сейсмический каротаж (2D и 3D); широкополосный акустический каротаж, прострелочно-взрывная аппаратура и другие.

С целью активного поддержания и развития направления, обеспечения выхода на рынок оборудования и услуг для геологоразведки и геофизики решили:

  1. Организовать эффективное взаимодействие по подготовке и заключению соглашений и программ совместных работ с ключевыми заказчиками и недропользователями – АО «Росгеология», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ» и других.
  2. Максимально полно использовать меры государственной поддержки, привлечения средств заказчиков, эффективного использования собственных источников финансирования/
  3. Обеспечить разработку продукции в соответствии с потребностями заказчиков.
  4. Организовать проведение опытно-промышленной эксплуатации оборудования разработки отраслевых организаций на объектах заказчиков.
  5. По результатам успешных испытаний обеспечить включение в проектные решения и последующее участие в торгах.
  6. Для продвижения на российском и мировом рынках, повышения информированности о возможностях отраслевых организаций по разработке инновационной высокотехнологичной продукции и услуг по направлению – обеспечить активное участие в выставках и конференциях, проведение технических семинаров с партнерами.

Круглый стол «АСУТП, контрольно-измерительный приборы и оборудование, кибербезопасность»

На круглом столе организации ЯОК, а также другие организации Госкорпорации, представили многолетний опыт в создании и успешном внедрении АСУТП для различных отраслей промышленности. Рассмотрены результаты разработки аппаратного и программного обеспечения, проектирования комплексных систем автоматизации различного назначения, в том числе, для критически важных объектов и сложных производств. Показаны примеры практической реализации этих систем на предприятиях Госкорпорации «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «РЖД» и др.

По итогам докладов прошло обсуждение полной стоимости решений АСУТП (существенно ниже своих импортных аналогов), возможностей программно-технических средств, разработанных и постоянно развиваемых специалистами отраслевых организаций, возможностей изготовления собственными силами всех видов оборудования, узлов, устройств, включая печатные платы и модули с поверхностным монтажом, наличие референций при реализации нескольких проектов.
Участниками обозначена проблема высокой доли зарубежных программно-аппаратных средств и поставщиков на рынке, связанная с существенным риском использования в аппаратных средствах зарубежных программно-аппаратных платформ, при том, что используемые компоненты АСУТП не проходят специсследований, потенциально могут содержать недокументированные возможности и «закладки».


В рамках обеспечения кибербезопасности, технологической независимости и импортозамещения на ключевых рынках АСУТП (АЭС, теплоэнергетики, нефтегазохимической промышленности и др.) отметили, что стратегической задачей в перспективе является:

  • вытеснение импортных составляющих и формирование полностью отраслевой конфигурации АСУТП для АЭС в течение ближайших 3-х лет;
  • развитие эффективной кооперации и партнерств для достижения максимально возможной комплектности поставок;
  • формирование полностью отраслевого решения на базе средств автоматизации ТПТС-НТ и СКАДА-системы Атом-НН для продвижения на российском и зарубежном рынке;
  • получение референции в рамках проекта сооружения Белорусской АЭС, и укрепление позиций в конкурсной борьбе за поставку АСУТП на АЭС Ханхикиви-1 (Финляндия) для освоения технологий работы на зарубежных рынках;
  • организация эффективного взаимодействия с ключевыми заказчиками топливно-энергетического комплекса в целях совместной реализации пилотных проектов – проектирования, изготовления и проведения опытно-промышленной эксплуатации оборудования на объектах заказчиков и дальнейшей контрактации по результатам успешных испытаний;
  • обеспечение дальнейшего технологического развития систем автоматизации постфокусимского уровня безопасности и повышение их конкурентоспособности.

Круглый стол «Электротехническое и энергетическое оборудование»

На круглом столе были представлены доклады ФГУП ВЭИ, ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ФГУП «Комбинат «ЭХП», «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова», ЗАО «ЧЭАЗ», ФГУП УЭМЗ, ОАО «ФСК ЕЭС», «ВНИИА им. Н.Л. Духова», ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е. И. Забабахина. Участники обсудили состояние и перспективы развития рынка электротехнического и энергетического оборудования, возможности в сфере разработки и производства перспективных видов продукции.

Обозначена проблема высокой доли зарубежных энергетических установок (низковольтного и высоковольтного оборудования, автономных источников питания, элегазового оборудования, силовой микроэлектроники и др.) при поставках в ведущие отрасли промышленности. Отмечено, что предприятия ЯОК Росатома имеют высокий потенциал и компетенции для организации российского производства данного оборудования с импортозамещающим потенциалом; основными конкурентными преимуществами на рынке является комплексное предложение (проектирование, изготовление, поставка, монтаж и сервис), высокие стандарты качества на уровне мировых практик, низкая цена, наличие референций. Перспективы направления связаны в основном с программами развития крупных электросетевых компаний (МРСК, ФСК), модернизацией объектов электроэнергетики (ТЭЦ, АЭС, НГХ). Для повышения конкурентоспособности необходимо выводить и продвигать новые уникальные продукты на рынок, наращивать передовые компетенции.

С целью укрепления позиций на рынках электротехнического и энергетического оборудования, снижения импортозависимости решили считать приоритетными:

  • воспользоваться «окном возможностей» по импортозамещению и вхождению на рынок крупных корпораций;
  • запуск в производство современной продукции (КТП, КРУ, НКУ, выключатели элегазовые 110 кВ и др.), отвечающей требованиям и рекомендациям ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «НК «Роснефть» и других;
  • приобретение стратегических взаимовыгодных договорных отношений с крупнейшими предприятиями России (локализация, создание новых производственных предприятий и др.).
  • активное участие в инвестиционных и госпрограммах, использование возможностей получения поддержки от институтов развития.

Все участники согласились с тем, что проведение данного круглого стола очень актуально и целесообразно продолжить и далее практику подобных встреч на постоянной основе.


Круглый стол «ИТ и компьютерное моделирование»

На круглом столе были представлены инжиниринговые компании-интеграторы по строительству АЭС, ТЭС (Атомпроект, НИАЭП), компании, оказывающие услуги проектированию элементов и конструкций АЭС, ТЭС (НИИС, ЦКО-Технопарк Саров, Саровский инженерный центр), разработчики аппаратных и программных продуктов (РФЯЦ-ВНИИЭФ, РФЯЦ-ВНИИТФ).

1.1 Информационные системы сквозной технологии 3D- проектирования объектов атомной энергетики

Применение интегрированных систем сквозного управления полным жизненным циклом на предприятиях атомной отрасли находится в стадии промышленной эксплуатации, на предприятиях-интеграторах реализована методология создания объектов атомной энергетики (АЭ) в едином информационном пространстве с помощью современных информационных технологий (Технология «Multi-D»).

Круглым столом отмечено, что в основе технологии Multi-D лежат импортные информационные системы автоматизированного проектирования, имитационного моделирования и управления жизненным циклом объектов АЭ.
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» представлены результаты реализации программы «Создание Типовой информационной системы предприятий ЯОК» (ТИС ЯОК) в виде комплекса интегрированных информационных и автоматизированных систем реализующих процессы полного жизненного цикла изделий ЯОК (включая технологию 3D- моделирования, проектирования, производства, имитационного суперкомпьютерного моделирования, управления предприятием, управление производством), обеспечивающих защиту информации до уровня «государственная тайна» на основе импортонезависимых решений.

Программное обеспечение, являющееся основой ТИС ЯОК, разработано ведущими отечественными компаниями и функционально не уступает зарубежным аналогам. Тем не менее, в существующей реализации ТИС ЯОК присутствуют компоненты импортных систем в силу полного отсутствия российских аналогов необходимого качества.

Для обеспечения полного ухода от импортозависимости ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» проработан план мероприятий («дорожная карта») и уже проводятся работы по переводу Типовой информационной системы ЯОК на свободное ПО и создание на базе ТИС ЯОК отечественной импортонезависимого комплекса систем управления полным жизненным циклом «Цифровое предприятие».
Отмечено, что обеспечение требований информационной безопасности при создании и эксплуатации критически важных объектов невозможно без сертификации ПО на основе программных кодов разработчика. Невозможность получения программных кодов иностранных производителей ПО для сертификации информационных систем технологии «Multi-D» и существенные риски по ограничению поставок продукции иностранных производителей на предприятия ядерно-энергетического комплекса определяют необходимость в максимально сжатые сроки решения вопросов по разработке и внедрению на предприятиях импортонезависимых – российских ИС.

1.2. Имитационное суперкомпьютерное моделирование

В области суперкомпьютерных технологий широкое распространение на предприятиях атомной отрасли имеют импортные коммерческие программные продукты, существенно ограничивающие возможности конструкторов и технологов при проведении вариантного анализа поведения и функционирования разрабатываемых изделий для информации, составляющей государственную тайну, и формирующих критическую для конкурентоспособности Госкорпорации «Росатом» технологическую зависимость предприятий от зарубежных компаний-поставщиков программных продуктов.
На круглом столе также представлены импортонезависимые и функционально импортозамещающие пакеты программ имитационного суперкомпьютерного моделирования разработки «РФЯЦ-ВНИИЭФ», а также ряд суперЭВМ, разработки ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ».

2. Предложения круглого стола «ИТ и компьютерное моделирование»

2.1. Предложения Госкорпорации «Росатом»:
2.1.1. Разработать и реализовать единую отраслевую техническую политику в области систем управления полным жизненным циклом объектов ядерно-энергетического и ядерно-оружейного комплекса, учитывающую приоритет отечественных разработок при реализации современных технологий проектирования.
2.1.2. Организовать экспертизу применимости систем ТИС ЯОК в ядерно-энергетическом комплексе и сформировать требования по доработке функционала как систем управления полным жизненным циклом, так и систем имитационного моделирования. Срок – 11.05.2015.
2.1.3. Консолидировать требования, разработать паспорт проекта импортозамещения и направить в Минкомсвязь России заявку включение в план по разработке импортозависимого программного обеспечения. Срок – 25.05.2015.
2.1.4. Разработать и приступить к реализации типовых схем государственно-частного партнерства в области разработки и внедрения российских аппаратных, программных и аппаратно-программных средств и технологий управления жизненным циклом изделия и суперкомпьютерных технологий.

2.2. Рекомендации предприятиям ядерно-энергетического комплекса
2.2.1. Считать приоритетными вопросы импортозамещения, импортонезависимости и кибербезопасности при планировании работ по внедрению информационных технологий.
2.2.2. Разработать ИТ-стратегии и программы развития ИТ предприятий с учетом п. 2.2.1.
2.2.3. При разработке ИС и АС в защищенном исполнении использовать методологии и компетенций ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в области внедрения комплексных, интегрированных решений по автоматизации полного ЖЦИ с учетом требований ИБ.
2.2.4. При разработке АСЗИ в ориентироваться на использование отечественных защищённых ОС, базовых информационных сервисов (СУБД, почта, портал, офис и т.д.) и других программных продуктов, сертифицированных по требованиям безопасности в действующих системах сертификации.


Круглый стол «Государственно-частное партнерство, взаимодействие с институтами развития»

В работе круглого стола принимали участие представители ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», АО «Технопарк-Технология», АО «Технопарк «Саров», Фонда Сколково, министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, глава органов МСУ г. Сарова, глава Администрации г. Железногорска, руководители компаний Саровского инновационного кластера.

Обсудив мировой опыт реализации механизмов государственно-частного партнерства, а также примеры выполнения российских проектов в этой сфере, сделали следующие выводы:

  1. Законодательство РФ не содержит специальных положений, целенаправленно регулирующих тот или иной аспект реализации проектов ГЧП; не закреплено законодательно даже определение государственно-частного партнерства, что можно было бы сделать в рамках принятия федерального закона или нормативного акта о ГЧП; не урегулированы процедуры защиты проектов и интересов частных инвесторов.
  2. Нет согласованности действий государственных органов при разработке и реализации проектов; федеральные органы власти пытаются курировать свои проекты и создавать собственные программы.
  3. Недостаток финансовых ресурсов и неэффективное использование имеющихся средств.
  4. Недоверие муниципальных органов к частным операторам.
  5. Муниципальные активы не всегда зарегистрированы в установленном порядке, поэтому не могут быть переданы в управление частному сектору.
  6. Пробелы в инвестиционных соглашениях и отсутствие судебной практики по решению спорных вопросов.
  7. Отсутствие единой концепции государственно-частного партнерства, отсюда проблемы с правовым обеспечением проектов, малоинтересные для инвесторов экономические модели и допустимые финансовые механизмы.
  8. Отсутствие единого центра для выработки общей позиции государственных органов, координация их деятельности при реализации принятых решений.


Рассмотрев опыт работы Научно- производственного кластера «ГК «Росатом»- АФК «Система» на базе Технопарка «Саров», как пример государственно-частного партнерства, решили:

  1. Признать удачной форму взаимодействия Госкорпорации «Росатом» и АФК «Система»;
  2. Рекомендовать Госкорпорации «Росатом» поддерживать данную форму взаимодействия в дальнейшем.

Круглый стол «Новые производственные технологии в станкостроении и инструментальном производстве в рамках программы импортозамещения» и ««Новые производственные технологии»

В работе круглого стола принимали участие представители ФГУП «ПСЗ, ЗАО «Балтийская промышленная компания», Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет, ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им.М.В. Проценко», ФГУП «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова», ООО «Эрбас Груп Инновейшнс Ск», ООО «Гранком» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ».

Были представлены сообщения по инновационным проектам в данной области, обсуждалось обеспечение ведущих отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, общего машиностроения и энергетики металлопродукцией из современных материалов; замещение импортных поставок, создание самой современной производственной базы в России, внедрение современных технологий на производстве, защита интеллектуальной собственности при разработке и внедрении импортозамещающих технологий.