Первый заместитель генерального директора - директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом»

Кирилл Комаров

 

О новых направлениях бизнеса Росатома

Успешное развитие страны, как и любой крупной корпорации, требует реализации концепции конкурентоспособности в глобальном экономическом пространстве, на макроуровне увязываемой со способностью производить товары, работы и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, одновременно обеспечивая высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе.

Вместе с развитием традиционных бизнесов Госкорпорация «Росатом» активно развивает новые направления бизнеса, выходит на новые рынки.

К 2030 году доля новых бизнесов в консолидированной выручке должна составлять не менее 30%. С учетом планов по росту консолидированной выручки, это подразумевает амбициозную задачу увеличения выручки по новым бизнесам более чем в 5 раз относительно текущего уровня. При этом речь идет и о качественных изменениях. К 2030 году доля зарубежных продаж должна составлять 65% (сейчас – менее 50%). При этом если сейчас 90% всей выручки приходится на проекты в сегменте B2G, то к 2030 году для диверсификации рисков, связанных с политической конъюнктурой в странах присутствия Корпорации, не менее 30% выручки по новым бизнесам должны приносить проекты в сегментах B2B / B2C. Также развитие новых бизнесов помогает решить важную задачу задействования производственных мощностей и высококвалифицированных специалистов, выбывающих из основного производства в связи с оптимизацией активов.

Создание новых бизнесов – долгая и кропотливая работа. Необходимо ответить на множество непростых вопросов: как изменится рынок (и его требования) в ближайшее время и к 2030 году? за счет чего мы собираемся зарабатывать? каким должно быть наше продуктовое предложение? каковы наши текущие и целевые компетенции? каков объем и структура необходимых ресурсов? что делают конкуренты? И так далее, и так далее.

В начале пути наиболее логичной является опора на имеющиеся компетенции, благо за годы существования атомной отрасли наработан огромный потенциал, который мы можем использовать при разработке продуктов для ключевых отраслей промышленности, таких как нефтегазовый сектор, электроэнергетика, металлургия, судо- и авиастроение, ракетно-космическая и оборонная промышленность и другие.

Для таких отраслей организации «Росатома» готовы предложить решения, отвечающие самым жестким требованиям по безопасности, надежности и эффективности, и зарекомендовавшие себя и в России, и за рубежом. Это продукция приборостроения, аддитивные технологии, металлообрабатывающее оборудование, информационные технологии, электротехника, энергетическое оборудование, излучательные технологии, системы безопасности, геофизическое оборудование и многое другое.

При этом даже на тех рынках, где Корпорация уже занимает прочные позиции, мы не почиваем на лаврах. Модели бизнеса меняются, поэтому мы целенаправленно расширяем и дополняем наше продуктовое предложение, включая в него сервис, обучение и прочие услуги. В результате многие «традиционные» направления бизнеса фактически становятся «новыми». Так появились направления сервиса АЭС за рубежом, энергосбытовой бизнес, оказание услуг в области повышения энергоэффективности и другие.

Что касается взаимодействия с зарубежными компаниями, то мы высоко ценим их опыт и компетенции, особенно в тех областях, которые для нас пока являются новыми. По направлениям, в которых возможен и целесообразен обмен опытом, технологиями производства и управления – мы будем выстраивать кооперацию с зарубежными партнерами.